Применяемые в гидросистемах рабочие жидкости
Рабочие жидкости в гидроприводах, выполняют функции передачи силового потока от одной гидромашины к другой (от насоса к мотору или гидроцилиндру) и смазки трущихся частей гидросистемы.
От способности различных масел выполнять функции рабочей жидкости зависит надежность работы гидросистемы сельскохозяйственных машин.
До 1980 года в качестве рабочей жидкости обычно применяли дизельные масла (ГОСТ 8581-63): Летние - Дс-11; Зимние - Дс-8.
С 01.01.1980 года ГОСТ8581-63 отменен и введен в действие ГОСТ85852-78, и в настоящее время в качестве рабочей жидкости используются автотракторные моторные масла :
Летнее - М -10Г2, Зимнее - М -8Г2.
Общепринято применение в качестве рабочей жидкости моторных масел 8, 10,12 и 6/10 классов вязкости и любых групп по эксплуатационным свойствам согласно ГОСТ 17479.0-85
Можно так же использовать практически любые импортные гидравлические жидкости 46, 68 и 100 классов вязкости.
Всесезонные (кроме тропиков) - масло "А", МГЕ-46В, МГ-8А.
Вязкость масел имеет большое значение для надежной работы гидросистемы. Применение рабочей жидкости с высокой вязкостью снижает утечки в гидроагрегатах, но значительно повышает сопротивление движению жидкости по трубопроводах, ухудшает условия смазки, а следовательно увеличивает потери энергии на внутренние трение, ухудшает всасывание и увеличивает нагрев элементов гидросистемы и приводит к их быстрому износу. При малой вязкости рабочей жидкости нарушается герметичность гидросистемы, возрастают утечки, так же ухудшается смазывающая способность, а это снижает объёмный и механический КПД и приводит к повышенному нагреву.
В связи с этим, при эксплуатации мобильных машин рекомендуется использовать зимние и летние сорта масел (по сезону), которые имеют в данный период оптимальное значение вязкости.
Использование в гидросистемах масел, бывших в употреблении, без предварительной проверки их на содержание механических примесей и воды, а так же масел, марка которых не соответствует требуемой в техдокументации на машину приводит к засорению фильтров и жиклеров, зависанию золотников и клапанов гидросистемы, быстрому износу ее узлов (в т.ч. насоса).
Рабочая жидкость, применяемая в гидросистемах, должна соответствовать 15-му классу чистоты по ГОСТ 17216-71 "Промышленная чистота. Классы чистоты рабочей жидкости", при этом, масса механических примесей не должна превышать 0,016 %.
Определение чистоты рабочей жидкости.
Капля масла из гидросистемы машины переносится на фильтровальную бумагу, при этом образуется пятно, которое сравнивается с образцами (или эталонами - см. рис. 1).
№ п/п
|
Процент механических примесей
|
Характеристика масляного пятна
|
1
|
0,00 - 0,01
|
Светлое желтоватое пятно |
2
|
0,01 - 0,05
|
Желтоватое пятно с резко-ограниченной более темной окантовкой |
3
|
0,05 - 0,10
|
Серое пятно, ограниченное еще более темной окантовкой |
4
|
0,10 - 0,80
|
Темно-серое пятно, ограниченное черной окантовкой |
5
|
Более 0,80
|
Сплошное черное пятно |
|
|
до 0,05% механических примесей
|
0,05 - 0,10% механических примесей
|
|
|
0,10 - 0,80% механических примесей
|
0,80% и более механических примесей
|
Рис. 1. Эталоны масляных пятен
Рекомендуемые масла для использования в насосах шестеренных:
Марки масел
|
Номер стандарта
|
Моторные масла: М10А, М10В, М10В2, М10Г1, М10Г2, М10Д, М10Е, М8А, М8В, М8В2, М8Г1, М8Г2, М8Д, М8Е
|
ГОСТ8581-78
|
Гидравлические масла МГЕ-46В
|
ТУ38.101347-83
|
МГ30
|
ТУ38.10150-79
|
Масло "А"
|
ТУ38101.179-71
|
Индустриальные масла И-30А, И-40А, И-50А
|
ГОСТ 20799-88
|
Сорта масел необходимо применять в соответствии с рекомендациями завода изготовителя трактора или машины.
|